Сильно Каждый ребёнок рождается умным
Ни один ребёнок не рождается идиотом. Чтобы стать идиотом, необходимо получить образование. Чтобы превращать людей в идиотов, нужны школы, институты и университеты. Это "великое" достижение. Глупость не является естественной, ей нужно учиться, её необходимо заработать. Для того, чтобы стать идиотом, нужно приложить усилия. Будда, или Лао-цзы, или Иисус — это люди, сбежавшие от общества, которым каким-то образом удалось уклониться от того, чтобы общество превратило их в глупцов. Они кажутся чем-то редким потому, что всё общество стало глупым, в противном случае они были бы нормой. Это естественно — быть умным, разумным — настолько же естественно, как дышать и быть здоровым.
Понаблюдайте ребёнка, любого ребёнка — чёрного, белого, индуса, китайца, немца. Понаблюдайте за любым ребёнком. Все дети умные и все дети красивы. Вы разве видели хоть раз безобразного ребёнка? Такого не существует. Разве вы видели ребёнка-идиота? Их разумность невероятна.
Но общество начинает уродовать ребёнка, потому что общество не может позволить существовать такому большому пониманию. Быть настолько умным — это нечто опасное. Разумный ребёнок — это опасный человек. Общество немедленно набрасывается на ребёнка с самого первого дня. Ребёнку не позволяют даже свободно дышать самостоятельно: при рождении доктор хлопает ребёнка по попе и так общество приступает к работе. Ребёнку не позволяют самостоятельно дышать. Стоит подождать. Нет нужды хлопать его.
Пойдите и посмотрите, что происходит в родильном доме. Когда ребёнок рождается, доктор вытаскивает его за ноги, держит его вниз головой и хлопает по заднице, чтобы помочь ему дышать. Как будто природы недостаточно и необходима ваша помощь. Никто не хлопает животных — и всё же они дышат, замечательно дышат. Не нужно никакого доктора, никакой медсестры, никакой повитухи.
Подождите! Но общество не может ждать. Не прошло и несколько секунд, а общество уже вмешалось. Общество должно хлопнуть ребёнка. И сегодня люди, изучающие этот вопрос, говорят, что этот удар шокирует ребёнка, потому что ребёнок — очень хрупкое создание. Девять месяцев он жил в весьма защищённом микроклимате — и этот хлопок как сильный шок. Его жизнь начинается с шока.
А есть ещё более жестокие люди. Евреи делают обрезание. Это огромный шок — отрезать крайнюю плоть гениталий. Вы начинаете с насилия, вы как мясники режете ребёнка. Общество держит свой путь.
И немедленно ребёнку начинают всё навязывать. Теперь матери говорят, когда кормить ребёнка грудью, а когда не кормить — после трёх часов. Как будто каждый ребёнок словно машина с завода Форда, точно такая же, как и все другие автомобили на заводе. Каждый ребёнок уникален. И они нуждаются в разных вещах. Одному ребёнку будет хотеться есть каждые два часа, другому не захочется есть и через пять часов. Среднее — три часа — опасно. Какой-то ребёнок не голоден, а мать будет заставлять его есть, потому что три часа уже прошло. А иной ребёнок проголодается и будет кричать и лить слёзы, но мать будет ждать и смотреть на часы, ведь три часа ещё не прошли и как же она может его кормить?
Это тонкие приёмы для уничтожения тонкого разума, хрупкой жизни ребёнка. А потом его нужно всему обучить. От пользования туалетом до Бога, ему всему придётся научиться. Ему не позволят никакой спонтанности. А разум расцветает в спонтанности, разум умирает в дисциплине. Чем более ребёнок дисциплинирован, тем он глупее. Чем умнее ребёнок, тем большим он будет бунтарём. Бунтарство и разумность — синонимы. Глупость и дисциплина — синонимы. Если вы добились успеха в своих приказах ребёнку слушаться вас и в том, что он принял ваши идеи как свои, то вам удалось убить его разум.
Школы, институты, университеты — все они учат ерунде, потому что все они против здравого смысла. Нигде не учат чувствительности. На самом деле, чувствительность должна быть уничтожена. Это опасно — позволять ребёнку быть чувствительным и разумным, ведь если он остаётся чувствительным, тогда общество не сможет навязать ребёнку делать на протяжении всей его жизни всякие дурацкие вещи.
Например, человек всю свою жизнь продолжает быть клерком, переставляя папки. Для этого нужны быть очень бесчувственным. Если у вас есть некая чувствительность, то вам захочется вырваться из этого бреда, вам захочется пойти в поля, в леса. Возможно, вам захочется стать садовником, скульптором, поэтом — но вам не захочется быть всю свою жизнь офисным клерком. Ради чего хотеть быть клерком? Солнце так ярко светит, и цветы цветут, и птицы поют, а вы всего лишь делаете свою бумажную работу! Это будет невозможно. Общество должно убить ваш разум, вашу чувствительность, чтобы вас можно было бы засунуть на любую работу.
Когда вы вялые, то вас легко направить в любом направлении. Тогда человек может продолжать делать любую идиотскую работу. И когда вы делаете что-то идиотское всю свою жизнь, то естественным образом, мало-помалу, вы теряете все возможности быть разумным человеком.
Человека можно отправить в армию. Если бы люди были умными, кто бы пошёл в армию? Ради чего они бы убивали других и погибали от рук других? Жизнь для того, чтобы ею жить, а не быть убитым и не для убийства. Жизнь для того, чтобы ею наслаждаться, это божественный дар. Но миллионы людей идут в армию только для того, чтобы подготовиться стать частью бойни. И вся их жизнь — с утра до вечера — проходит в парадах, полировке винтовок, выполнении приказов идиотов: налево, направо. И так всю жизнь! И ни на мгновение эти люди не задумываются о том, чем они занимаются — что они делают со своей жизнью. Ради этого стоит жить? В этом жизненное предназначение?
Если вы поёте и танцуете, то может быть это и полно значения. Но если вы поворачиваетесь лево-право, совершая один и тот же марш изо дня в день, всего лишь готовясь умереть… Как может быть жизнь подготовкой к смерти? Жестокость, насилие, бесчувственность — вот чему обучают, только так можно превратить миллионы людей в рабов. Вы считаете себя свободными людьми? Рабство стало более сложным — только и всего. Рабство всё ещё существует. Ни одно из когда-либо существовавших обществ было свободным. Все общества были рабскими обществами.
Да, одно ясно: рабство меняет свою форму. Сначала оно было очень громоздким, сегодня оно очень тонкое. И помните — тонкое рабство намного более опасная вещь, чем грубое рабство, потому что вы можете бунтовать против грубого рабства — оно настолько видимо, настолько очевидно, но когда рабство становится изощрённым, вы даже не понимаете, что оно есть. Если вы мусульманин, если вы индуист, если вы христианин, если вы джайн, вы — раб. Ваш ум обусловили быть индуистом, быть мусульманином, быть христианином, и вы ими стали.
И вы никогда не думали об этом. Зачем вам быть христианином? Зачем вам быть мусульманином? Вы родились не как христианин, не как мусульманин, вы родились как чистое сознание. Зачем все эти ограничения? Кто навязал вам все эти ограничения? Вы были рождены как чистое человеческое существо — кто сделал из вас индуса или кто сделал из вас китайца? Вы — рабы. Если вы китаец, или индус, или англичанин, то вы — раб. Рабство весьма тонкая штука.
И если вы делаете то, что от вас хотят другие, а то, что вы всегда хотели бы делать, не делаете, то вы — раб. Вы продолжаете любить человека, которого не любите, вы спите с человеком, которого вы не любите, вы продолжаете жить в отношениях, которые попросту разрушительны, ужасны, ад, но вы продолжаете. Вы — раб, вы не свободный человек.
Свободный человек — это тот, кто заявляет своё право на свой разум, кто возвращает себе свою чувствительность. Для меня свобода — это вернуть свой разум, вернуть свою чувствительность, чтобы снова стать чувственным, живым, стать снова разумным, снова стать ребёнком.